По крайней мере, об этом заявили в Российском лифтовом обществе, сославшись на подорожание оборудования и нехватку средств на его обновление
До гипотетического лифтового коллапса — или, по крайней мере, до неопределенности по поводу безопасности оборудования в десятках тысяч российских подъездов — остается один год. По подсчетам Российского лифтового общества, в феврале 2025 года истекает срок службы у более чем 80 тысяч лифтов в многоквартирных домах и еще у 20 тысяч — в общественных учреждениях. При этом замена около 45 тысяч лифтов не включена в план капремонта и не обеспечена финансированием, указывает со ссылкой на РЛО газета «Коммерсантъ».
Как пояснили в организации, не включенные в программу капремонта дома накапливают средства на замену лифтов на спецсчетах с 2014 года, но за это время ни один дом «не сумел накопить даже на один лифт». По данным издания, сегодняшний объем сборов с собственников жилья существенно меньше реальных затрат на капремонт даже без учета изношенности объектов жилого фонда.
Своими оценками делится президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко:
Ирина Радченко
президент Международной академии ипотеки и недвижимости
«У нас же не так давно было принято решение копить на лифты. Лет десять, наверное, мы отчисляем. Все, что было до этого, должно ремонтироваться из бюджета. То есть если это новый дом, пусть копят. Мы копим на лифт, потому что знаем, что нам его никто не поставит. А муниципальное жилье? Почему граждане? Они в жизни никогда не накопят. Это самая дорогая статья в бюджете — за миллионы рублей. Рубль же еще обесценивается. Допустим, элитные дома, может быть, как-то и выкрутятся. Но массовый сегмент, который строится… А там без лифта как поднимешься на 25 этаж? Я считаю, что в перспективе правительству все равно надо будет думать об этом, потому что замена лифта — это очень дорого. Поломка лифта в двадцатипятиэтажке в каком-нибудь Перове вызовет социальный взрыв».
По данным газеты, ситуация с заменой лифтов усугубляется из-за их подорожания. Сообщается, что за последние два года цены на оборудование выросли в полтора раза. Распространенный в европейской части России американский Otis ушел с рынка в 2022 году, а отечественные производители пока не могут в полной мере заменить бывших конкурентов. Более того, как говорится в статье, российские лифтовые заводы работают в половину мощности, поскольку девелоперы отдают предпочтение азиатским брендам.
В российской компании METEOR Lift уверяют, что их производство загружено полностью. «Компания METEOR Lift — полноправный наследник Otis Elevator Company на российском рынке — в июле 2022 года ее российские активы перешли под контроль российского холдинга С января 2023 года компания выпускает продукцию и оказывает услуги под брендом METEOR Lift. После смены владельца компания сохранила весь персонал (более 2000 сотрудников по всей стране), все технологии, продуктовую линейку, выстроенную систему качества. Уже в середине 2023 года завод METEOR Lift в Санкт-Петербурге превысил докризисные объемы производства. Сегодня завод загружен на 100%, работает в усиленном режиме семь дней в неделю, а штат производственных специалистов вырос на 70%, чтобы обеспечить возросший спрос со стороны строительного рынка на поставку лифтового оборудования отечественного производства», — говорится в сообщении пресс-службы METEOR Lift.
И все же почему, если Россия может выпускать больше лифтов, они настолько подорожали? Комментирует профессор кафедры «Механизация, автоматизация и роботизация строительства» Московского государственного строительного университета Михаил Степанов:
Михаил Степанов
профессор кафедры «Механизация, автоматизация и роботизация строительства» МГСУ
«Весной металл подорожал практически на 80%, a лифты делают из металла. Второй момент — ушли западные производители. Сразу все компенсировать, найти спрос в дружественных странах, конечно, невозможно. Лифт — это, помимо металла, еще и система автоматики: то, что мы раньше покупали на Западе — компоненты, чипы, — сейчас покупаем через третьи страны по «серому» импорту. Это, естественно, дороже становится. Отсюда и подорожание [лифтов]».
Как считают собеседники газеты, для предотвращения предполагаемого лифтового кризиса потребуется помощь государства. По данным TK-Solutions, средняя цена одного лифта сегодня превышает 1 млн рублей. Таким образом, недостающие средства на 45 тысяч лифтов могут исчисляться десятками миллиардов. В госкомпании «Дом.РФ» и в правительстве сообщения о надвигающихся проблемах с заменой лифтов пока не комментировали.